Календарь
Просмотр новостей по дате
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829 
Сто лет, прожитых с любовью
26 февраля 2012, Люди

Когда 74 года назад молодого рабочего Семена Дорофеева отправляли этапом в ГУЛАГ, вряд кто-то из знакомых пророчил ему долгие годы. Но жизнь рассудила по-своему: 15 февраля он отпраздновал свой столетний юбилей в окружении детей, внуков и правнуков. И дай Бог каждому дожить до таких лет, как ему: в здравом уме и твердой памяти, на своих ногах и без очков. Этого человека не сломили даже 20 лет лагерей. А все потому, что он всегда умел и умеет радоваться жизни и находить в ней светлые моменты даже в самые тяжелые годы. 


Родился Семен Тимофеевич в селе Вышне Ольшаное, Ливенского уезда Орловской губернии в семье зажиточного крестьянина. Он был первым ребенком, а всего у Дорофеевых было шестеро детей - четверо мальчиков и две девочки. Глава семейства, Тимофей Дорофеев, был мужиком умным и смекалистым, поэтому какое-то время семья хорошо жила даже в первые годы советской власти. Тимофей устроился работать в земельном отделе местной волости, но в начале 20-х годов все же попал в первый раз под жернова чекистов. Случилось это в ходе подавления советскими властями тамбовского восстания крестьян, взбунтовавшихся против продразверстки. Для уничтожения недовольных использовали все возможные меры, вплоть до химического оружия. По всем округам спешно набирали людей для борьбы с повстанцами, в том числе и из Ливенского уезда. Людей вооружали как попало, в спешке, зачастую вместо винтовок давали вилы и лопаты. В этой толчее и путанице куда-то пропал один из ливенских призывников - то ли убили, то ли сбежал, то ли перешел на сторону партизан. Хотя последнее маловероятно: был партийным, убежденным.


Вот по этому делу и арестовали Тимофея Дорофеева. Его дело передали в чрезвычайную комиссию и со дня на день могли направить в военный трибунал. Спасла Тимофея супруга Мария. Она, не боясь ареста, настойчиво добивалась освобождения мужа, ходила во все инстанции и сумела убедить недоверчивых следователей, что Тимофей не имеет никакого отношения к пропаже члена партии. Но в 1929 году ее с супругом все же раскулачили, проще говоря - отняли имущество и арестовали. Добрые люди предупредили семью перед арестом и тем удалось скрыться в Краматорске (Донецкая область, Украина), но это только отсрочило неизбежное. Очередь Семена настала 4 декабря 1937 года его пришли арестовывать по анонимному доносу.


- Родители мои были людьми грамотными и начитанными, - вспоминает Семен Дорофеев. - И не нужно думать, что для тех лет это было в новинку. В нашем уезде у многих были книги, а девушки, как и сейчас, зачитывались романами. Особенно много разной литературы появилось в годы НЭПа. Книга меня и сгубила: при обыске нашли «10 дней, которые потрясли мир» Джона Рида, в которой шла речь об Октябрьской революции 1917-го года. Хотя сам Владимир Ленин написал предисловие к книге, в котором указывал, что все в ней верно, но автор включил в число руководителей революции Троцкого, а не Сталина. За это книга долгое время была «в опале», а вместе с ней и те, у кого ее находили. Меня обвинили в контрреволюционной деятельности и отправили в ГУЛАГ.

 

Попав на лесозаготовки в Отдельный Лагерный Пункт (ОЛП) ГУЛАГа, Семен Дорофеев активно работал и заслужил тем самым ответственный по тем временам пост бригадира. Он не только руководил своим маленьким отрядом лесорубов, но и фактически владел их жизнью и смертью, составляя списки и указывая, сколько и кому еды выдать. Этой возможностью он пользовался вовсю, порой даже завышая выработку, чтобы его команда всегда была сытой. В подчиненные ему выдали группу репрессированных священников. К ним он относился с уважением и часто отпускал в лес - провести службу. С одной из таких прогулок команда не вернулась... Поняв, что это побег, Семен не побежал к охране спасать свою шкуру. Он выждал какое-то время и только когда откладывать было уже нельзя - пошел виниться. Эта отсрочка спасла священникам жизнь: они успели незамеченными пройти лес и перейти границу, после чего поймать их уже не было никакой возможности.

 

Самому Семену Дорофееву такое решение едва не стоило жизни. Его жестоко избили и отправили в наказание на более сложный участок работы: в «блатной» отряд. В отличие от «политических» «блатные» работать не хотели и нормы выработки не выполняли.

- Пришло мне письмо от матери, а начальник его не отдал. Сказал: «Если заставишь «блатных» работать как следует - получишь письмо, а нет - я его уничтожу». А ведь в те годы писать письма «политическим» родственники могли только раз в два года. Можете себе представить, как дорого мне было это письмо! - рассказывает Семен Тимофеевич. - Я пришел в отряд и объяснил ситуацию. Самый главный из «блатных» внимательно выслушал меня и сказал своим: «Чтобы вы, сволота, все завтра вышли на работу и сделали план!». Все получилось, как по маслу: план был взят, и письмо мне отдали. Но больше уговорить «блатных» работать я не смог, они каждый раз отвечали: «Вот еще придет тебе письмо - выйдем на работу, а нет - не обессудь».

 

Вместо письма пришла война. И пока три брата Семена воевали, он работал в карельском городе Пудож за пайку хлеба. Людей перебрасывали с места на место, еды не хватало. И ситуация ухудшалась. Даже попав на Урал, Семен не наедался. От голодной смерти его спас один из местных жителей - Семен был очень похож на его сына, пропавшего на фронте. Мужчина дал охране ведро меда и забрал Дорофеева на несколько дней к себе, якобы, на работу. А на самом деле откармливал, возвращая силы. Вот так добро за спасенные жизни тех священников вернулось к Семену...

 

 

В конце своего срока, уже будучи отпущенным на поселение в Воркуту, Семен Тимофеевич встретил там свою будущую жену - Надежду (Лилию) Хаткевич. В 1954 году у них родилась дочь Наталья, через год еще одна - Катерина, а дальше дети прибывали каждые два-три года. Последний сын, Алексей, появился на свет в 1972 году, когда семья уже десять лет как жила в Старом Осколе.

 

 

Сегодня у Семена Дорофеева девять детей, 20 внуков и четыре правнука. Именно ими, а не долголетием он гордится и считает своим главным достижением.

 

 


 

P.S.:

К Семену Тимофеевичу Дорофееву я приехал вместе с представителями управления социальной защиты населения. Они регулярно объезжают старооскольских долгожителей, дарят цветы и подарки: к 23 февраля, 8 марта, Дню пожилых людей, Новому году и, конечно, ко дню рождения. Тем более, если такая солидная дата! Но сколько у нас в округе проживает людей, перешагнувших столетний рубеж, точно не смогли сказать даже представители соцзащиты. Ведь в таком возрасте каждый прожитый месяц - уже маленькая победа. По последним данным их всего восемь человек, возраст самого старшего - 104 года. Еще девять пенсионеров должны перешагнуть столетний рубеж в 2012 году.

На общем фоне Семен Тимофеевич резко выделяется. Читает газеты без очков, сам передвигается (хоть и с палочкой), может вести связный разговор, вспоминая даты и фамилии далекого прошлого без бумажки. А главное - он единственный мужчина-долгожитель. Сам юбиляр, посмеиваясь, говорит, что дожил до ста лет, потому что не курит и не пьет. А его родные уверены, что жить и радоваться каждому прожитому дню главе семейства помогает прирожденная тяга к жизни, любовь ко всем ее проявлениям. Он до сих пор ревностно следит за грядками у дома и любовно пестует свой огород. Семен Дорофеев любит эту жизнь, и она отвечает ему взаимностью.

 

Автор - Алексей Деменко.

Статья ранее была опубликована на сайте Кавиком.ру.

0 комментариев / 2417 просмотров
Комментарии
Нет комментариев
Добавить комментарий
Ваше имя:


Сообщение: