Календарь
Просмотр новостей по дате
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Первый ком — блином
29 апреля 2006, Культура

Дискуссия, развернувшаяся во всех слоях нашего бытия (Интернете, частных разговорах, газетах и т. д.) после выхода фильма «Ночной дозор» не заканчивается до сих пор. Причём дискуссия ожесточенная, порой выходящая за рамки обычного спора. В этом отношении хочется согласиться с неизвестным интернетовским пользователем написавшим «У фильма НД есть то, чего давно уже нет и не было у голливудских фильмов — мнения людей ДИАМЕТРАЛЬНО противоположны. Это признак хорошего фильма. О плохом ничего не говорят, просто забывают (Alex Shtol)».

Сюжет фильма
Фильм снят по мотивам трилогии Сергея Лукьяненко «Ночной дозор. Дневной дозор. Сумеречный дозор». Сюжет представляет собой некую субстанцию первых двух книг. Главный герой фильма, Антон Городецкий, в результате своей попытки вернуть ушедшую жену становится Светлым Иным. Иные, по фильму, — существа, вышедшие из людей и обладающие паранормальными способностями, которые используют во имя добра или зла. Впрочем, грань между добром и злом в фильме сознательно размыта: Светлые (добрые) Иные порой вынуждены совершать злые деяния во имя добра и наоборот. Антон поступает в организацию под названием Ночной дозор, возникшую после заключения великого Договора между добром и злом о Равновесии Сил. Его работа — выявление и арест Тёмных Иных, творящих зло без лицензии от Светлых.

Жанр фильма
Сказочная фантастика. Многие ошибочно называют «Ночной Дозор» фэнтези-фильмом, но в данном случае стоит доверять самому автору: «Я давно хотел написать сказочную фантастику, но гномов и эльфов мне описывать неинтересно. Но как описать магию, если в жизни мы её проявления не наблюдаем? Родилась идея Сумрака, как площадки битв магов, живущих среди нас как обычные люди и выясняющих отношения в Сумраке, чтобы не волновать обычных людей. Следом появилась идея контролирующей магов организации — Ночной дозор. Первоначально я думал, что он будет следить за всеми магами, без разбора. Но потом появилась идея Дневного дозора, организации-антагониста. Не уверен, что это правильно, может быть, было бы лучше, если бы они работали вместе и ловили бы своих. Но уже поздно…»

Подбор актеров
Привлечение к съёмкам фильма стольких звёзд вызвано не только попыткой завлечь зрителя, но и улучшить качество первого российского блокбастера. Главную роль — Антона Городецкого играет Костя Хабенский. Играет хорошо, но зрителям сложно увидеть в нём то, что пытался передать автор. Сложно потому, что сейчас его лицо слишком хорошо напоминает им роль Хабенского в «Улицах разбитых фонарей». Роль неплохую, но, пожалуй, чересчур весёлую, поэтому относиться серьёзно к тому, что он делает на экране трудно.
Илья Лагутенко, солист группы «Мумий тролль», в фильме появляется ненадолго, минут на пять, да и его роль почти без слов. Тем большая ему похвала, ведь чтобы хорошо и убедительно показать своего героя в таких условиях нужны незаурядные актёрские способности. Жанна Фриске, бывшая участница коллектива «Блестящие», в фильме играет Тёмную Иную, впрочем, как и «вампир» Лагутенко, но в первом фильме её роль невыразительна. Возможно, это сделано специально — с прицелом на будущий выход её на первый план в «Дневном дозоре».
Роль Гоши Куценко (Игната) против ожидания зрителей, помнивших его по «Антикилеру» и другим «боевым» фильмам, комична. Ловелас в парике, очаровывающий женщин и неожиданно для самого себя полюбивший.
Владимир Меньшов и Виктор Вержбицкий играют главных Иных Москвы, соответственно Светлого (Гессера) и Тёмного (Завулона). Удивительно схожие роли. Оба — немолодые руководители с усталыми глазами старых магов. Разве что у Светлого больше грустных морщинок.
Мария Порошина играет старую деву (Светлану Назарову), в чьём одиночестве виновата мать, привившая ей идеалы своей юности и одряхлевшие заповеди.

Сцены фильма
Начало у фильма тройное и каждый раз представляет свою историю. В каждой сцене есть своя изюминка.
Динамика ведёт зрителя с самого начала. Его ждут интересные сцены. Где-то можно здорово посмеяться, где-то погрустить, а где-то и всплакнуть. Особенно, когда в универмаге пенсионер крадет пакетик конфет для внучки. Просто потому, что не может его купить.

Спецэффекты
Спецэффектами авторы фильма гордятся особенно. Впрочем, новых там мало. Разве что полёт заклёпки самолёта — две минуты чисто компьютерного трюка. Хотя поражает умение русских фильммейкеров делать новые, оригинальные трюки с помощью старых приёмов.

Реклама
Самое плохое и нудное в фильме. Хотя большая её часть преподнесена со здоровой долей юмора и прикола. Но… логотипы спонсоров фильма: ОРТ, Nokia, МТС, Rambler, пельмени «Сам Самыч» и, конечно, кофе «Нескафе» — вы будете видеть повсюду. На каждом шагу. Каждые 10-20 минут фильма. Раздражает это невероятно и портит всё хорошее ощущение от фильма.

Музыка
Особое спасибо за саундтрек, автором текста которого является сам Лукьяненко. Написанная в виде рэп-стёба эта песня коротко и весело пересказывает сюжет фильма, вплоть до мелких деталей. Исполняет песню малоизвестная до этого группа «Uma2man», чья песня «Прасковья» впервые вышла на сборнике «Нашествие 2004». Впрочем, тогда группа называлась «Не нашего мира».

Основная идея фильма
Пожалуй, лучше всего основную идею «Ночного дозора» выразил сам Антон Городецкий в одной из финальных сцен: «Хочешь стать человеком? Ну так веди себя по человечески!». Идея времён «Приключений Электроника», однако и сейчас она не устарела. Нельзя бороться со злом его же методами. Нельзя остаться Светлым, сознательно пойдя на Тёмное деяние. Выбор делается только один раз и изменить его не дано не человеку, не Иному.

Заключение
Одной из первых эмоций после просмотра для многих стало всё же разочарование. Хотя впору удивиться: ведь сейчас почти не бывает фильмов, поставленных точно по книге! Язык текста и язык цветного кино с эффектом «звук вокруг» не сопоставимы. Я прочёл книгу после того, как посмотрел фильм. И со всей уверенностью могу сказать, что если бы авторы просто глухо раздали всем актёрам по книге в качестве сценария, то фильм разочаровал бы ВСЕХ. Всё дело в том, что невозможно современными, доступными русским кинематографистам средствами, показать всё то, что отображено в книге. Дорогие критики, как бы вы показали четвёртый уровень Сумрака? А печати регистрации? Превращение Завулона в демона, по вашему, возможно воплотить сейчас на российском экране? Так что…

«Смотрите фильм. Но не глазами критика. А глазами патриота российского кинематографа и российской фантастики. И тогда вам откроется»

 

Автор - Алексей Дёменко

Статья ранее была опубликована в газете «Театральные ведомости» и на сайте КиноПоиск

0 комментариев / 1300 просмотров
Комментарии
Нет комментариев
Добавить комментарий
Ваше имя:


Сообщение: