Календарь
Просмотр новостей по дате
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Ненависть Затворника
3 ноября 2013, Культура

Виктор Пелевин стал популярным писателем еще в 90-е. А угасшая было волна моды на его творчество вновь поднялась уже в конце нулевых, когда в свет вышел фильм, снятый по его книге «Generation П». И лишь читая его книги можно понять, почему за 20 с лишним лет только один режиссер отважился снять что-то «по Пелевину».

 

Со всей моей любовью к «запойному чтению» до романов Пелевина руки долго не доходили. Даже в те годы, когда его имя в молодежной среде было модно произносить с придыханием, а «Чапаев и пустота» превозносились едва ли не как лучшая современная книга. Хотя мне очень понравились повести «Принц Госплана» и «Затворник и Шестипалый», попавшиеся в каком-то сборнике. Да и ту же «Generation П» я хоть и бегло, но «проглотил» с интересом. Но вот все остальное долго оставалось вне моего поля зрения. До недавнего времени.

 

Началось все с просмотра фильма. Эксцентричный и по-молодежному динамичный сюжет, с несколько странными вывертами напомнил мне о былом интересе к творчеству Пелевина, и я решил посмотреть - а что еще интересного есть у этого писателя? Решено - сделано, я загрузил в смартфон подборку его книг и сборников и стал читать...

 

Сейчас мне кажется, что мое долгое нежелание читать его книги было обусловлено исключительно инстинктом самосохранения. Нет, конечно, несколько весьма интересных рассказов нашлось. Например, «Вести из Непала» или «День бульдозериста». Оба написаны о «невыносимой тягости бытия» и хотя весьма депрессивны, но по-своему интересны. А вот все остальное...

 

Представьте себе Валерию Ильинишну Новодворскую, которая вдруг возненавидела не только коммунистов, но и представителей всех мировых религий (пожалуй, кроме буддизма). А заодно, начитавшись Маркиза Де Сада, прониклась идеями сексуальных извращений всех видов и мечтой о самостоятельном истреблении рода человеческого. И вот теперь, решив поведать о своих мечтах миру, она пишет книги, закусывая лошадиные дозы галлюциногенов самосборными грибочками. Вот примерно таким можно представить себе автора уже после третьей книги или 20-го рассказа.

 

Ненависть Пелевина к коммунистам хорошо заметна уже в первом романе - «Омон Ра». Фантазия автора, рассказывающего про ужасы тоталитарного режима, легко побивает все рекорды выступлений Жириновского и той же Новодворской. Дальше - больше. Самые мерзостные или злодейские персонажи его книг - или коммунисты, или священнослужители различных вероисповеданий (правда, ислам он обычно не трогает - видимо, боится), или представители «Мирового Правительства», или же все вместе. Причем создается явное впечатление, что такая ненависть является следствием банальной ревности - все вышеперечисленные могут легко составить конкуренцию «вселенной Пелевина» - виртуальному миру его книг, в котором есть свои социальные структуры и свои религии (Священную Книгу для одной из них он написал отдельно). Кстати, приверженцам всех вариантов «теории заговора» книги Пелевина должны понравиться - там они найдут себе Мировое Правительство на любой вкус. От стандартного «жидомассонского» до экзотичных верфольфо-вампирских вариантов.

 

Отдельно стоит отметить любовь Пелевина к сексуальным извращениям. Честно говоря я не смог осилить его творчество (из опубликованного) больше чем на 80%, но не заметил нигде описания красивого секса между обычными, влюбленными друг в друга, мужчиной и женщиной. В лучшем случае - сношение (иначе не сказать) двух оборотней. Зато едва ли не через каждые пару страниц идут слова о содомитах. Со сладострастием описывает автор то, чем и как «любятся» мужчины, а также обильно, к месту и не к месту, упоминает различные синонимы слова «гей» и процесса мужеложства, преподнесенного хотя бы даже метафорически.

Что касается языка повествования, то он весьма скуден, хотя автор и пытается перемежать его пространными монологами со множеством научных терминов и заумных слов. Здесь очень мало живой речи, красивых и подробных описаний действий. Писатель упростил себе работу, вложив в уста героев сухие и скучные рассуждения, где дельная мысль теряется за водопадом псевдонаучного словесного мусора. Встречаются, конечно, среди этого сора и дельные цитаты, а то и целые куски, монологи. Однако их сложно выцепить. Да и выглядят они на общем фоне, как цветные лоскуты дорогого бархата на лохмотьях нищего. Похоже на то, как будто Пелевин собирал их в отдельную книжечку, а потом строил вокруг сюжет, отталкиваясь не от сути сказанного, а от красивой формы и точной формулировки. Местами создается ощущение, что читаешь переписанный кусок из произведений Карлоса Кастанеды или Даниила Хармса.

 

Впрочем, при внимательном чтении можно сделать выводы о причинах столь странной манеры повествования и об истоках глубокой ненависти и отвращения, которые Пелевин питает к людям. Ведь не секрет, что авторы нередко делают главных героев похожими на себя - в высказываниях, мыслях поступках. А кем являются большинство главных героев книг и рассказов Виктора Пелевина? Жалкими неудачниками, которые не смогли устроиться в реальном мире и стали счастливыми и успешными только в каком-нибудь «параллельном». Причем, успеха они добиваются, как правило, ввиду случайности или, наоборот, предопределенности, но никак не за личные заслуги. Самостоятельно выбиться «в люди» в том окружении, которое им создал автор, невозможно - все, кто чего-то добился во «вселенной Пелевина» смогли это сделать благодаря грязным и низким поступкам. И герою остается или идти по их пути, или выбирать свой - «альтернативный». Например, творить собственную вселенную, где можно быть счастливым и найти свою «Оптину пустынь». Это сделал герой одного из романов Виктора Пелевина граф Т. Это же, судя по всему, решил сделать и сам Пелевин.

 

Автор - Алексей Деменко

Ранее было опубликовано на сайте Кавиком.ру

0 комментариев / 1914 просмотров
Комментарии
Нет комментариев
Добавить комментарий
Ваше имя:


Сообщение: