Необычное имя «Рем» - это тоже часть истории, след советского периода. На самом деле это аббревиатура, сокращение слов «Революционная молодежь». Дело в том, что отец Рема, Иван Мелентьев, был убежденным коммунистом, долгое время работал заместителем председателя райисполкома - довольно высокая по тем временам должность. Но во времена репрессий преданность режиму его не спасла - советская власть отправила Ивана Мелентьева на десять лет в лагеря, где он находился вплоть до 1957 года...
Впрочем, имя - это, пожалуй, единственное, что связывает Мелентьева с советским периодом. Когда-то Рем даже хотел взять себе другое, более простое имя, но передумал - все-таки, память об отце. А память и история - священны.
Краеведением Рем Мелентьев интересовался с детства. Сам родом из купеческой семьи он с интересом слушал рассказы бабушки, Прасковьи Егоровны, о том, как жили люди при царизме. От нее он впервые услышал о «Домострое» - сборнике правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Эта книга имела широкое хождение среди бояр и купечества и служила настоящим кладезем знаний по многим вопросам того времени.
К сожалению, бабушка умерла в 1940 году, когда Рему было всего девять лет. Но она успела зародить в мальчике интерес к истории и уважение к своему роду. Однако долгое время у Мелентьева не было возможности заняться краеведением в полной мере. Постоянно были какие-то дела, работа, другие занятия... Он закончил горный техникум, после чего долгое время трудился на Стойленском, а потом и на Лебединском карьере, откуда впоследствии вышел на пенсию в возрасте 55 лет. Однако о своем увлечении все эти годы тоже не забывал. Пытался поступить в педагогический институт на исторический факультет, но не смог пройти конкурс - 12 человек на место. Зато получилось поступить и с блеском окончить Белгородское культурно-просветительское училище по направлению фотография и киномеханика. Занимался клубной работой в Центре технического творчества №1, работал в городском отделе культуры. А главное - продолжал собирать все, что касалось истории Старого Оскола.
- У меня были хорошие друзья - Валентин Гладков и Александр Агеев. Именно благодаря им я занялся краеведением что называется «по настоящему», - вспоминает Рем Мелентьев. - Это были интересные и талантливые люди, которые многому меня научили. У них уже были выпущены свои книги с описанием того, как жили люди в царское время, какой у них был быт, уклад. Они говорили мне: «Что ты размениваешься на мелочи, ты вполне можешь работать над своей книгой!». Хотя в те годы собирать информацию было тяжелее, чем сейчас - люди боялись признаваться, что имели отношение к купеческому роду. О прошлом говорили неохотно, с опаской. Да и цензурировалось многое...
Работа над книгой шла долго. Каждую главу, каждую историю Рему приходилось буквально проталкивать в газеты, чтобы люди прочитали. На публикации приходили отклики, в которых уточнялись подробности, исправлялись ошибки, находились живые свидетели тех времен. Такая «народная корректура» делала материалы максимально полными, выверенными и точными.
Вышла книга только в 90-е годы и очень быстро разошлась - по музея, библиотекам, знакомым. Недавно с помощью администрации округа было выпущено второе издание. Но и те несколько авторских экземпляров, что были выданы Мелентьеву, быстро разошлись по рукам...
Параллельно со сбором информации для книги Рем снимал документальные фильмы, причем не только о Старом Осколе. В свое время за фильм, посвященный 200-летию А. С. Пушкина, он получил от московского жюри диплом и 20 томов пушкинских произведений. Этот подарок пришелся весьма кстати.
- С ранних лет я любил читать классическую литературу и слушать классическую музыку, - рассказывает Рем Мелентьев. - Это хорошая тренировка для ума, она развивает человека. Кроме того, я читаю труды коллег-краеведов: Анатолия Никулова, Александра Синдеева, Сергея Чернева и других.
Рем Мелентьев уже и сам не может вспомнить, сколько авторских фильмов он снял, тем более, что сохранилось их порядка 15. Пропало гораздо больше. С сожалением отзывается краевед об исчезновении киноленты о роговатовском фольклорном ансамбле Исааковой, картины «По заповедным местам Староосколья» и многих других. Не сохранилось и видеоархивов с цикла передач «Сельские будни», который Рем Иванович снимал вместе с талантливой старооскольской журналисткой Нелли Богданович.
Чтобы сберечь то, что у него осталось, Рем Иванович собирается передать оставшееся в музей и уже ведет переговоры об этом. Хотя он и мог бы выставить имеющиеся у него раритеты в свободную продажу, но делать этого не хочет. Он всегда был бессребреником и за свой труд на ниве краеведения не нажил «палат каменных».
- Пенсия у меня маленькая. Гонорары за публикации в газетах получаю небольшие, но на то, чтобы оплатить коммунальные платежи и купить продуктов. Жаль только, что нет возможности купить специализированную технику для работы. Мне часто приходится делать снимки, но пленка сейчас дорогая, да и качество оставляет желать лучшего. Чтобы делать приличные снимки нужен фотоаппарат. Следующий шаг - компьютер, на котором отснятое можно будет обрабатывать и хранить. С помощью сканера я мог бы сохранить в памяти компьютера архивные снимки. Дел очень много, но, к сожалению, время, которое я пытаюсь сохранить, работает против меня.
Сейчас Рем Иванович практически не выходит из дома. Недавно он перенес инсульт и врачи порекомендовали ему снизить активность и больше отдыхать. Совет понятен, учитывая ревматический артрит и вторую группу инвалидности. Но Рему Мелентьеву он не подходит - такому деятельному человеку мучительно сидеть безвылазно дома. Поэтому все равно он находит время и возможность, чтобы созвониться с кем-то из старожилов, добраться до пункта назначения и собрать материал для будущей статьи.
- Попросил даже у одной из газет удостоверение мне выдать, люди боязливые стали, не все готовы к себе впустить. Видимо вид у меня слишком грозный, - смеется Рем Иванович. - Но откладывать нельзя, возраст у старожилов уже не тот, с каждым годом их все меньше и меньше... А ведь они - хранители живого слова о тех временах! В архивах я бываю все реже и реже, до местного музея еще иногда добираюсь, а в областной поехать уже не могу.
Вот и вынужден Рем Мелентьев сидеть в своем старом кресле и листать вечерами альбом с фотографиями дореволюционного города. Пересняты эти фото с открыток, выпущенных к 300-летию Старого Оскола с помощью художника-фотографа Данилевского и братьев Никитиных. А когда он откладывает альбом - включает новый большой телевизор. Его подарил пенсионеру на 80-летие Владимир Николаевич Микуляк, директор ООО «Узел связи». В свое время Рем Иванович по просьбе Владимира Николаевича, возглавлявшего тогда старооскольский ГорПТУС, подготовил большой исторический материал по истории появления в Старом Осколе первых телеграфа и радиостанции. И когда из газетного интервью Микуляк узнал, что у краеведа сломался его старенький телевизор - сразу же позвонил и предложил свою помощь.
- Многим людям мне хочется сказать спасибо, - говорит Рем Иванович. - Спасибо редакторам газет, которые публикуют мои материалы. Спасибо тому коллективу, который помог мне выпустить мою книгу и организовать ее переиздание. Спасибо тем, кто помогает мне по крупинкам собирать информацию о том далеком времени. А главное - спасибо моим читателям. Приятно получать отклики о моих работах, и я надеюсь, что мои изыскания пригодятся людям. Для них я работаю и очень хочется, чтобы мои труды не пропали даром!
Автор: Алексей Деменко
Ранее было размещено в газете "Правда жизни" и на сайте Кавиком.ру.
depositfiles.com/files/p1f72uj1u
Ссылки на скан книги "Городок провинциальный"